Начало 2020 года изменило облик мировой авиатранспортной индустрии. Сектор грузоперевозок в одночасье оказался не только единственным, не потерявшим объёмных показателей, но и оказавшимся на передовых позициях в борьбе с коронавирусной инфекцией. Об изменении ситуации в отрасли, трансформации бизнеса и важности специализации рассказала исполнительный операционный директор группы «Волга-Днепр» Татьяна Арсланова.
— Татьяна Владимировна, как пандемия COVID-19 повлияла на сектор грузовых авиаперевозок в целом и вашу группу в частности?
— Прошлый год был сложным для мировой авиагрузовой индустрии, что помогло «Волга-Днепр» войти в «коронакризис» более подготовленными, чем другие авиакомпании, поскольку мы начали процессы оптимизации ещё до кризиса. Да, это были тяжёлые времена, но благодаря поддержке наших клиентов и партнёров мы смогли их пережить.
Возвращаясь к вопросу о пандемии и её влиянии на авиагрузовые перевозки, в какой-то степени это был wake-up call (будильник — прим. ред.) для многих стран и экономик, которые поняли важность именно грузовых перевозок для поддержания стабильных грузопотоков. Мы уже наблюдали подобную ситуацию при извержении вулкана в Исландии в 2010 году, который парализовал всё воздушное сообщение в Европе. Тогда именно грузовые авиакомпании начали первыми выполнять полёты, как и сегодня.
Наши авиакомпании перевозили и продолжают перевозить грузы, предоставлять ёмкости нашим заказчиками, особенно фокусируясь на специальных типах грузов (температурно-чувствительные, живые животные, хайтек, электронная коммерция и прочие), понимая, что вклад «грузовиков» в данные отрасли неоценим.
— Как из-за пандемии вам пришлось корректировать работу?
— Ключевые изменения — гибкость и быстрота принятия решений. Сегодня безопасность персонала и стабильность услуги неразрывно связаны. Мы вкладываем значительные средства в обеспечение безопасности производства, персонала, понимая, что наша работа сегодня крайне востребована. С самого начала пандемии мы разработали и внедрили внутренние протоколы соблюдения биобезопасности производственных процессов. И поскольку ситуация в мире постоянно изменяется, а вирус мигрирует, мы совершенствуем и меняем эти процессы, в соответствии с развитием ситуации в мире.
Мы пришли к пониманию необходимости внедрения единых стандартов качества для всех авиакомпаний группы. Основным вектором развития для нас остаётся поддержание индустрии здравоохранения (перевозка так называемых «ковидных» грузов, вакцин, жизненно необходимой фармацевтической продукции), электронной коммерции (как индустрии, за которой лежит будущее логистики), хайтек (перевозка высокотехнологичных товаров — полупроводников, электроприборов, электрокаров), аэрокосмической, нефтегазовой и других.
— Группа «Волга-Днепр» занималась регулярными и чартерными грузоперевозками. Какие из-них больше просели?
— Безусловно, в условиях закрытия стран и границ сложно говорить о регулярном авиасообщении. В этой связи чартерные перевозки позволили нам максимально быстро подстроиться под текущую ситуацию. Наш опыт чартерных и регулярных программ, выстроенные отношения с авиационными властями, с местными регуляторами способствовали поддержанию полётов и, самое главное, поддержанию жизненно необходимых грузопотоков (СИЗ, медицинские товары, фармацевтическая продукция, вакцины и прочее). В настоящее время мы видим, что спрос на регулярку возвращается, так как это залог относительной стабильности и возможности планирования. С нашей точки зрения, необходимо иметь разносторонний опыт (регулярные и чартерные программы), чтобы успешно развиваться на рынке.
— Кажется, ситуация на рынке способствует развитию авиагрузового бизнеса. Согласны?
— С началом пандемии возник дефицит провозных ёмкостей, и, казалось бы, это стало окном возможностей для грузовых перевозчиков. Но при этом нам всем пришлось работать в условиях жесточайших ограничений, чтобы обеспечить биобезопасность услуги, сохранить здоровье своих сотрудников, находившихся на передовой (операционный и лётный персонал), и не допустить дальнейшее распространение вируса.
Всё это потребовало дополнительных вложений, которые покрывали бы дезинфекцию грузовых самолётов и грузов в различных аэропортах, обеспечение СИЗ собственного персонала, проведение регулярного тестирования и медицинских осмотров, проживание в отдельных блоках гостиниц (чтобы избежать взаимодействия с другими проживающими) и многое другое. Все это мы сейчас предлагаем в рамках своей услуги «стерильный сервис».
Действительно, ставки сейчас зафиксировались на повышенном уровне, но это отражает справедливую стоимость перевозки в текущих условиях, с которыми мы все столкнулись. Перевозчики не только зарабатывают, но и вкладывают очень много, чтобы обеспечить биобезопасность.
Низкие ставки давали пассажирские авиакомпании, у которых грузы — побочный бизнес и основные расходы заложены в цены пассажирских билетов, а на грузы приходятся только операционные расходы. По отношению к грузовым авиакомпаниям это не совсем справедливо, поскольку все расходы приходятся на грузы, а расходов очень много: и топливо, и обслуживание ВС, и операции с грузами, и страхование и тому подобное.
— И как долго будет сохраняться текущая ситуация?
— В следующем году не стоит ожидать быстрого восстановления пассажирских авиакомпаний. Например, IATA недавно понизила прогноз восстановления на будущий год, так что со стороны багажников будет наблюдаться дефицит. Однако авиакомпании приспособились в этой трудной ситуации поддерживать логистические цепочки. Было введено существенное количество ёмкостей со стороны «прейтеров» (passenger freighters — пассажирские самолёты, используемые под перевозку только грузов), а некоторые авиакомпании задержали выведение из строя устаревших грузовых самолётов. Некоторые конвертировали самолёты в комби, так что повторения ситуации марта-апреля-мая ждать не стоит.
— Как изменились мировые грузопотоки?
— Традиционные грузопотоки претерпели изменения. Если раньше основными торговыми коридорами были ЮВА — Европа, ЮВА — США, то в период пандемии образовывались мини-коридоры в отдельные страны Европы по мере распространения вируса, например, Италия, Германия, Россия и т. д. Мы вынуждены были временно приостанавливать определенные направления, сосредоточившись только на двух-трёх аэропортах в регионе, где был сконцентрирован основной спрос, а также сотрудничать с аэропортами, которые были достаточно гибкими по обработке чартерных запросов.
Если говорить о грузах в целом, то их общий объем за первую половину 2020 года снизился более чем на 10% по сравнению с 2019 годом.
Но мы видим постепенное возвращение к «доковидной» схеме направлений (Азия — Европа, Европа — Северная Америка) на фоне наступления традиционного высокого грузового сезона (октябрь-ноябрь) для e-commerce в рамках мини-пиков (День Холостяка, День Благодарения, Кибер понедельник и Рождество), выпуска новых хайтек-продуктов на рынок, и завершения циклов движения запасов. Высокий спрос в условиях нехватки провозных ёмкостей (при заземлении большинства пассажирских самолётов) ведёт к росту спроса на грузовые услуги.
— А что касается номенклатуры перевозимых по воздуху грузов?
— Номенклатура грузов претерпела существенные изменения. До 2019 года основными драйверами роста были товары high-tech (мобильные устройства, телефоны, планшеты, ноутбуки) и e-commerce, то со второй половины февраля на передовую вышли товары СИЗ, медицинское оборудование и всё то, что может понадобиться в борьбе с распространением вируса.
Если детальнее смотреть на типы грузов, то сейчас в структуре «ковидных» грузов акцент немного сместился. Если раньше это были в основном СИЗ, то теперь это грузы, имеющие отношение к вакцине. Безусловно, сейчас вся отрасль готовится к перевозке вакцин, но мы также наблюдаем спрос на такие грузы, как оборудование для производства ампул, упаковок, шприцов — так сказать вторичные вакцинные грузы, без которых сама вакцинация невозможна. Помимо этого, мы поддерживаем программы плановой иммунизации, доставляя различные вакцины (БЦЖ, вирус папилломы человека, жёлтая лихорадка), поставки которых были отменены или перенесены в разгар пандемии.
По-прежнему наблюдается рост товаров электронной коммерции, хайтек, живых животных. «Волга-Днепр» предоставляет своим заказчикам комплексные решения по доставке специальных грузов, используя уникальный опыт грузовых самолётов, опыт и экспертизу наших специалистов. Поэтому для нас эти грузопотоки — то, с чем мы привыкли и умеем работать.
— Вы чувствуете дефицит грузовых самолётов на рынке? Будете ли вы корректировать парк группы?
— Да, сейчас в целом наблюдается дефицит грузовых ёмкостей и самолётов на рынке, особенно широкофюзеляжных дальнемагистральных, которые и обеспечивали львиную долю перевозок в пассажирских багажных отсеках.
Если мы говорим о нехватке грузовых самолётов, то здесь нужно учитывать региональную специфику и характер груза. Например, на традиционных рынках (Азия — Европа, Европа — США) используются широкофюзеляжные дальнемагистральные самолёты Boeing 747/777 для транспортировки значительных объёмов на регулярной основе. Для доставки товаров электронной коммерции используются в основном среднемагистральные самолёты Boeing 737 (но также и Boeing 747, Ан-124 и Ил-76). А если мы говорим о доставке уникальных негабаритных и сверхтяжёлых грузов, то здесь, несомненно, используются рамповые самолёты Ил-76 и Ан-124.
«Волга-Днепр» располагает не только всеми вышеуказанными типами ВС, но и, самое главное, имеет накопленный опыт и экспертизу, с региональными представительствами на местах и глобальным видением ситуации.
На сегодняшний момент разнообразный парк ВС «Волга-Днепр» отвечает запросам со стороны заказчиков и полностью вписывается в дальнейшую стратегию развития компании.
— Будет ли правильным утверждать, что сегодня перевозка грузов самолётами более востребована, чем, к примеру, в 2019 году?
— Да, в условиях нехватки ёмкостей (багажные отсеки пассажирских перевозок) авиационная доставка грузов, которая гарантирует скорость, надёжность и сохранность, стала более востребована для определенных категорий груза и индустрий, чем в предыдущий период.
При этом в целом мировая экономика и торговля проходят испытание вирусом и последствиями пандемии, поэтому объёмы перевозок снижаются.
Помимо этого, мы наблюдаем определенные трудности с другими видами доставки, например, доставка морем, которая становится более проблематичной с введением карантинов в портах, на кораблях, и, как следствие, срывами поставок груза.
— Как вы восприняли оперативный выход на рынок грузоперевозок пассажирских авиакомпаний, оставшихся, по сути, без пассажиропотока?
— Действительно, COVID-19 заставил другие авиакомпании взглянуть иначе на грузовой сектор, понимая, что это отдельная бизнес составляющая, которая требует инвестиций и развития.
Многие авиакомпании конвертировали пассажирские самолёты в грузовики, чтобы развивать грузовые перевозки и повысить утилизацию парка. Но здесь остро встаёт вопрос качества предоставляемых услуг.
Мы 30 лет работаем на рынке грузовых услуг и наработали колоссальный опыт, экспертизу, в том числе по уникальным и специальным грузам, для транспортировки которых необходимо иметь подтверждение на соответствие индустриальным международным стандартам (как, например, IATA CEIV для фармацевтической продукции).
Считаю, у нас проверенная репутация и технически подготовленный флот (с поддержанием заданного температурного режима, носовой загрузкой для длинномеров и так далее).
С нашей точки зрения, подобные рейсы частично смогут восполнить недостаток провозных возможностей belly cargo (перевозка грузов в багажных отделениях пассажирских самолётов. — Прим. ред.) для перевозки почты и генерального груза. Но за специальным сервисом заказчики все-равно будут обращаться к экспертам.
— В заключение поделитесь своими оценками — что ждёт глобальную авиагрузовую индустрию в наступающем десятилетии?
— Авиационная индустрия всегда зависела от международной кооперации. Закрытие границ и карантины, внедрение бесконтактной доставки, работа удалённо — это вызовы текущего периода, и мы будем другими в поствирусный период.
Последние несколько лет обозначили вектор развития: предоставление высококачественных услуг для специальных типов грузов, контроль всей цепочки доставки, чёткое взаимодействие с поставщиками и заказчиками, подкреплённое положительным цифровым опытом (удобный интерфейс онлайн бронирования на сайте или через мобильное приложение, настройка пуш уведомлений по отправке, 100% прозрачность данных, контроль температуры для чувствительных товаров, интеграция с программами и платформами заказчиками и многое другое).
Коронавирус значительно ускорил процесс цифровизации в грузовой отрасли, создав более благоприятный климат для ведения онлайн коммуникаций и взаимодействия всех стейкхолдеров. В развитии таких решений и лежит будущее грузовой авиационной отрасли.
Источник: aviaport.ru